«Деревяшки» в долгах
Почему в деревянных домах Падуна не платят квартплату... и никогда не заплатят
Марина Александровна Большакова. Не работает. Воспитывает на пару с мужем троих детей. Судебные приставы навещают эту семью уже не в первый раз. Квартплату семья Большаковых не платит уже больше полугода. Нечем. Сама Марина Александровна в декрете – ухаживает за малолетним ребёнком. Муж работает и, по словам супруги, зарабатывает нормально. Однако денег погасить долги по квартплате почему-то нет. Как, впрочем, нет денег и на обустройство собственного быта.
Марина Большакова, жительница дома по улице Набережной: Доход имеет. А всё уходит на еду, на это самое... Он ещё любит пиво попить. Я про что и говорю: одна надежда только на меня. Если я сейчас выйду на работу, то будет всё хорошо.
Этот район у судебных приставов Падунского округа на особом контроле. Улицы Набережная, Юго-Западная, переулок Братский «славятся» особым населением. Появляться здесь лучше днём и лучше не одному. Так безопасней. Полицейские патрули тоже помогают – они тут частые гости. Но это не гетто: законопослушные приличные люди есть и здесь. Они-то и задаются вопросом: почему, оплачивая квартплату в срок, им приходится жить в грязных, обшарпанных подъездах, ремонт в которых в лучшем случае делался лет десять назад, а то и раньше.
Татьяна Мазуркевич, заместитель генерального директора ООО «Падун»: Мы смотрим, сколько денег есть на доме, и выполняем те работы, которые влияют на безопасность проживания. То есть если промерзает где-то стена в квартире, то мы обязаны её сделать, а не ремонт подъезда. Или течёт кровля, это тоже мы должны сделать в первую очередь.
Во вторую очередь – уже подъезды. А на них собранных с домов денег уже не хватает. В управляющей компании «Падун» - она обслуживает многоквартирные дома в одноимённом жилом районе – говорят: долг перед компанией у собственников квартир свыше 17 миллионов рублей. Кто из жильцов просто уехал в неизвестном направлении и забросил квартиру, кто предпочитает на все заработанные деньги покупать алкоголь.
Другая квартира. На полу лежит папа Юлии Александровны Шестаковой. А вот и она сама. Выглядит старше отца – алкоголь внешность не щадит. В эту квартиру судебные приставы тоже заходят, но без особых надежд на взыскание долгов. Имущества почти никакого нет. Не описывать же копеечные чайник да телевизор! К визитам приставов Юлия и её отец уже привыкли. Провожая нас, хозяйка обещает погасить долги в ближайшее время.
Юлия Шестакова, жительница дома по улице Набережной: Двенадцатого числа отдам. Принесу, честное слово. Мама не дала мне денег. Получается, в июле 12-го числа будет пенсия, принесу, честное слово, полностью всё.
Списание средств с зарплаты и пенсии - самая действенная мера борьбы со злостными должниками, говорят приставы. Но и она не решает всех проблем. За полгода приставы удержали таким образом 15 миллионов рублей – но это статистика по Правому берегу, Энергетику и Падуну, вместе взятым (отдельно по жилым районам в Падунском отделе её не ведут). А только управляющей компании, вспомним, жители Падуна должны 17 миллионов. Несмотря на огромную работу, с горечью констатируют приставы, взыскать все долги вряд ли получится.
Ирина Хамцева, руководитель Падунского отдела судебных приставов г. Братска: На сегодняшний день масса народа либо работает без трудоустройства официального, то есть получает зарплату «в конвертах», и судебный пристав как представитель государства не в состоянии доказать, что это его доход на сегодняшний день, и нет возможности эти деньги обратить по решению суда в исполнение. Либо, к сожалению, на сегодняшний день становится больше социально неблагополучного слоя населения, которое не работает. Либо не хотят работать, злоупотребляют алкоголем, наркотиками.
Так что красивых и аккуратных подъездов жители «деревяшек» в Падуне вряд ли дождутся в ближайшее время. Впрочем, большинство этих домов будут расселять по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. И вместе с добросовестными плательщиками в новенькие чистенькие малоэтажки переселят и тех, кто любит «попить пивка», но не особо любит и хочет работать. Такая вот социальная справедливость.